МРИЯ

Ювенальные технологии - путь в никуда

4 июня в арт-клубе «НИИ КуДА» прошла открытая общественная дискуссия «ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ. ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ», организованная фондом развития «Академгородок» и Новосибирским отделением Российского детского фонда при содействии Министерства соцразвития НСО.
Присутствующие на дискуссии эксперты отметили, что говорить о том, что ювенальная юстиция связана с ситуацией отбора детей из семьи неверно, термин «ювенальная юстиция» - это законодательные меры, призванные обеспечить отдельное особое судопроизводство для несовершеннолетних преступников. Общественники, тем не менее, настаивали, что в сознании общества исторически сложилось понимание термина «ювенальная юстиция» аналогично понятию «ювенальные технологии» как системы правовых отношений, при которых отбирание детей на законных основаниях можно организовать практически из любой семьи.
Да, это не значит, что при действии этих законов дети будут отбираться практически у любой семьи, но будет существовать потенциальная угроза, что это возможно для каждого.
Во время дискуссии были затронуты такие животрепещущие вопросы, как каковы причины раскола общества по вопросу необходимости введения ювенальных технологий и какова актуальность данной темы, насколько сильна угроза семейного насилия над детьми, и от кого реально надо защищать наших детей, а так же к чему может привести введение ювенальных технологий и что можно предпринять, чтобы наши дети могли иметь счастливое детство.
За последние 100 лет на Земле мало осталось мест, где бы не произошло достаточно резких изменений в структуре общества и основополагающих традиций. Для европейской цивилизации тогда основой общества была многопоколенная семья (зачастую объединенная с одинокими непрямыми родственниками), с ранним вступлением в брак и сохранением по крайней мере номинальной верности, почитание родителей, , где мужчины были главной опорой семьи, женщины - хранительницами очага, а многочисленные дети – основной страховкой на старость. Сейчас все это сменилась нормой нуклеарной семьи (вплоть до единичного ее представителя), с задержкой создания семьи до среднего возраста, с многочисленными законными сменами половых партеров в течении жизни, с недовольством родителями за неверное воспитание и переложением заботы о стариках на государство, где провозглашаются равные права мужчин и женщин на работу вне дома и где заботу даже о стандартно единственном ребенке на протяжении большего части времени берут на себя казенные учреждения.
Собственно не мудрено, что в таких измененных условиях падает рождаемость, растет преступность, в том числе детская и подростковая, растет количество нервно-психических заболеваний, то есть появляются признаки разрушения общества. Люди, которые видят и чувствуют на себе происходящие изменения, конечно, хотели бы видеть общество более стабильным, предсказуемым и безопасным. Часть из них верит в то, что существующие проблемы связаны с плохим воспитанием и введение контроля над правильностью воспитания подрастающего поколения даст надежду на исправление ситуации. Часть людей призывает вернуться к прошлым ценностям и видит возрождение общества через возвращение к истокам. Часть призывает следовать очередной новомодной технологии выращивания якобы гарантирующей отсутствие проблем в будущем. Мало кто замечает, но по мере того, как урбанизация приводит к потере значительного количества горизонтальных: семейных и соседских связей, как решение внутрисемейных проблем люди все больше перекладывают на плечи не общества, а государства, как размываются традиционные ориентиры фактически описывающие нормы зрелого поведения – все более сложной и неоднозначной становится проблема воспитания следующего поколения. Если ранее воспитание вообще не осознавалось как отдельная проблема, дети росли в кругу семьи и в соответствии с ее духом пропитывались ее ценностями и действовали исходя из них, то сейчас существует целая востребованная коммерческая отрасль по обучению родителей как надо воспитывать детей. И, несмотря на многочисленные технологии, исследования и т.п., проблема достойного воспитания осознается обществом как актуальная и не имеющая однозначного решения.
Если рассмотреть проблему взаимоотношений между родителями и детьми с точки зрения того, что взрослый человек обычно более зрелый, чем ребенок и наличия такой известной психологической особенности отношений как привязанность то можно увидеть что многие мифы, на которых строится введение ювенальных технологий не соответствуют психо-физиологическим потребностям детей. Во частности мифы о равенстве детей и взрослых, демократической модели воспитания и о том, что ребенок может самостоятельно и компетентно делать выбор, учится у таких же как он незрелых сверстников не соответствует действительности. Зрелость взрослого человека дает ему возможность видеть любую проблему более объемно, с разных сторон, рассматривая ее достоинства и недостатки, принимая во внимания нюансы именно наличной ситуации в соответствии со своими иерархически выстроенными ценностными ориентирами. Незрелость детей провоцирует их на принятие решения под воздействием одной эмоции, в данный конкретный момент владеющей его естеством, без возможности рассмотреть все стороны явления и оценить последствия своего выбора. Система ценностей у ребенка не развита, она только начинает складываться под воздействием ценностей тех людей, к которым он привязан. Кроме того, феномен привязанности надежно защищает ребенка от воздействия посторонних взрослых и в то же время делает его уязвимым для тех, к кому он привязан. Собственно сам процесс воспитания и заключается в том, что в ребенке по мере роста через подражание тому, к кому он привязан, через ощущение принадлежности к своей родне, через желание быть хорошим для них формируется личность, глубоко (вместе с молоком матери) впитывающая нормы и ценности того круга взрослых, которые его любят. Да, не всегда это могут быть биологические родители ребенка, но всегда это те взрослые, которыми ребенок любим и которым не безразлично его будущее. Воспитать достойного человека без вкладывания в него работы собственной души невозможно. В то же время нельзя обязать человека проявить душевность формально присвоив ему статус воспитателя, родителя и т.п., эта потребность должна родиться изнутри его собственной души, что обычно происходит во время родов, кормления грудью, тетешканья младенцев. Если же тому, к кому привязан ребенок не хватает зрелости, то развитие ребенка протекает в ситуации недостаточной привязанности, его основные силы тратятся не на раскрытие своего потенциала, а на защиту себя от неблагополучных условий. Ему банально не хватает зоркой родительской любви, внимания и он стремится восполнить эту недостачу любыми способами – через цепляние, через огрубление чувств, через кривляние или «плохое» поведение. Такое же поведение (правда гораздо реже) может демонстрировать и достаточно людимый ребенок просто в силу собственной физиологической незрелости, усталости в кокретный момент времени. Общество в целом достаточно верно ловит такие сигналы, но в силу множественных катаклизмов в нашей истории для большинства взрослых нашего общества характерна определенная незрелость восприятия и вместо компетентной помощи родители получают волну негатива, требования «исправить» ребенка без учета ситуации. В результате заклейменный родитель срывает свои негативные эмоции на ребенке, обвиняя его в «плохом» поведении. Получается порочный круг – незрелость взрослых порождает не способность достичь зрелости у детей, и незрелость большинства общества вместо желательной помощи только усугубляет ситуацию.
Собственно введение ювенальных технологий – это попытка государства ввести некий контроль над качеством воспитания. Но вместо защиты семьи, как единственно возможной ячейки общества, где воспитание детей идет через привязанность родителей и детей между собой, что соответствует их психо-физиологическим потребностям, нам предлагается модель, по которой простая замена «плохих» воспитателей на «хороших» якобы может привести к положительным сдвигам. При этом не учитываются трудности с выстраиванием отношений привязанности, игнорируется травма, наносимая ребенку отбиранием его от тех, к кому он привязан т все возникающие проблемы предлагают «лечить» увеличением финансирования. Хотя с давних пор известно, что отношения за деньги не купишь. Кроме того под лозунгом борьбы с якобы растущим насилием в семье (что не подтверждается статистикой преступлений, при росте внимания СМИ к данным проблемам) государство фактически вводит разрешение внутрисемейных проблем через внешнее насилие по отношению к семье, фактически ее разрушение. Обществу предлагается как единственно возможное такое «лечение», которое не решает существующую проблему незрелости взрослых, приводящую к эскалации насилия внутри общества (не только в семье, а и в любом межличностном взаимодействии), а лишь приводит к ее усилению и дальнейшей деградации общества.
К сожалению многих, быстрого решения данных проблем не существует, хотя незрелость общества как раз и провоцирует на желание решить все проблемы одних махом. Необходимо длительное, кропотливое выстраивание общественных процедур, с привлечением неравнодушных специалистов, которое позволило бы оказывать помощь неблагополучным семьям, без разрушения оных. Только тактичная, ненасильственная помощь семье может защитить наших детей.
МРИЯ

Двойные послания или почему у человека позитивное подкрепление вне отношений может и не работать

Я тут спорила про бихевиоризм и меня осенило - условные реакции вырабатываются у животных исключительно на одномодальные стимулы (то есть либо на вид, либо на звук, либо на прикосновение). И соответственно достаточно однозначны. Человек же способен реагировать на многомодальные стимулы, а следовательно и возможность неоднозначной трактовки и сшибки противонаправленных стимулов - возрастает. Фактически получается, что так называемые двойные послания - это бич человеческий именно в силу многомодальности нашего восприятия. С другой стороны мы - единственные животные, которые способны нормально переносить зависание в ультрапарадоксальной реакции и кроме того делать в ней выбор. Но у меня есть предположение, что эта способность зависит от уровня тревоги, существующей в организме - чем более мы спокойнее, тем выше творческая составляющая.
МРИЯ

Заметки на полях истории

Сегодня доча требовала с меня ответить на вопрос по истории - почему Возрождение так называется. И тут меня озадачило. По ходу ответа я вспомнила, как терялись знания Древнего Рима и Греции - как приходилось адаптировать и упрощать учебники, поскольку в массе своей дети перестали быть способными усваивать сложные знания. И по сути - сейчас происходит то же самое. И тут же возник вопрос - а не завязано ли это на проблемы с привязанностью? Тогда - потребовалось 1000 лет стабильного традиционного общества, чтобы снова в массе начали появляться пытливые дети. А сейчас?
МРИЯ

(no subject)

Хотелось бы рассказать о очень оказавшемся для меня полезным семинаре о альфа комплексе у детей olgapisaryk. Если предыдущий ее семинар о чувствительных детях (см. предыдущую запись в дневнике) был для меня скорее полезен в профессиональном плане, то этот дал ответ на многие мои вопросы как о собственном детстве, так и о моих детях. Для тех, кто не совсем в теме поясню - альфа-комплекс выражается у детей таким образом, что вроде как ребенок сначала становится очень удобным - он берет на себя ответственность за Ваши с ним отношения, он может быть тих и послушен, в меру инициативен - НО - он реально считает, что именно он - главный в Ваших отношениях и спустя некоторое время Вы можете обнаружить весьма неприятные следствия - рано или поздно Вы поймете, что Вы для него не авторитет, что у него нет потребности Вас слушаться, зато есть нарастание его тревожности и соответственно агрессии на мир, где начинает доставаться уже Вам. Что делать в этой ситуации? Давление, шантаж, наказание - не дают нужного эффекта - противление только растет. Так вот Ольга в своем семинаре рассказывает как увидеть ростки этого комплекса и что с ними делать.
МРИЯ

Чувствительные дети - и как их воспитывать

В октябре прошлого года olgapisaryk проводила для желающих семинар "Как растить чувствительного ребенка".
Мне было интересно это потому, что для меня важно в профессиональной деятельности иметь представления о разных вариантах. Сама я не сталкивалась с чувствительными детьми - но в результате семинара я поняла, что не всегда проблемы детско-родительских отношений - это результат того, что родитель оказался морально не готов к ребенку, иногда ребенок в самом деле требует гораздо больше усилий, чем в среднем рассчитывают родители. И тогда сильная зависимость ребенка от взрослого, в среднем не характерная для данного возраста - может быть именно показателем нормального развития, а не излишней гиперопекой со стороны взрослого.
А еще мне интерсно стало - откуда берутся чуствительные дети - "благословление" это или "наказание". Нет, я понимаю, что любое "наказание" при верном отношении есть "благославление", но я к тому, что сейчас говорят чуствительных детей становится больше - и мне интресно - это результат того, что среда стала более мягкой и их стало больше выживать - или среда более жесткая - и потому в процессе развития больше детей рождается чувствительными?
МРИЯ

Героизм пассивности

Я тут в у ludmilapsyholog столкнулась с тем, что девушки активно не понимают что может быть героического в пассивной позиции, которая присуща так сказать традиционному женскому началу и соответственно против чего активно жеж выступает феминизм (как течение мысли). Очень забавно эта же непонимание, имхо преломлаеться в теме про садики в  alpha_parenting (http://alpha-parenting.livejournal.com/190125.html), где недостаток социального общения трактуется женщинами, как неспособность долго быть домохозяйкой, как свое желание выйти на работу.
Тут видимо стоит сделать вставку - почему я лично отрицательно отношусь к феминизму. То есть я вот выступаю за равнозначность мужского/женского в том плане, что это разные подходы к жизни и они одинаково значимы (без того или без другого - жизнь будет неполноценной), но сильно против феминистского лозунга равноправия мужского/женского - в том смысле, что это настолько разные подходы, что они не могут быть во всем равными, да собственно им этого и не нужно. А феминизм в борьбе за женское равноправие фактически делает подмену - вместо того, чтобы повышать значимость женского начала (в том числе и терпения и пассивности), показывая ситуации, где именно эти позиции приносят счастье и где ситуация мужскими способами не решабельна, фактически они борются за право женщины быть мужчиной и соревноваться с ним на равных и на его мужском поле. И вот зачем это надо? Ну ладно, может и есть такие женщины, которым хочется быть супер мужчиной, ну вот не верю я что шибко большому проценту женщин  - это вот прямо жизненно необходимо и получается вместо возможности найти свою судьбу феминизм борется за такой образ, который с высокой степенью вероятности разрушает возможность женщины (да собственно и мужчины) быть счастливыми.
Но вернемся к пассивности. Вот есть такакя максима - изменить то, что можно изменить и перетерпеть то, что изменить нельзя (важно правда еще не перепутать), но вот как можно переждать то, что изменить на данном этапе невозможно, если не иметь добродетели смирения? 
И вот если мы понимаем мужское начало, как активное, как субъекта, который преобразует мир, то собственно это еще и возможность контролирования происходящего за счет того, что активно в нем присутствуешь. А тогда пассивное, так сказать женское начало, тоже может быть весьма субективным, то есть преобразуем не мир, но отношения в мире и  контролируем развитие ситуации не за счет своего активного вмешательства, а за счет знания особенностей процесса и умения минимальным вмешательством организовать ситуацию таким образом, чтобы получился приемлимый результат. По мне лично - второе - труднее.

апд1: О! Есть оказывается прекрасный текст о том, что меня задевает в феминизме http://natashav.livejournal.com/162436.html

МРИЯ

(no subject)

Подруга (не общающаяся с интернетом на ты) ищет двойню 2011 года рождения для взятия под опеку (в крайнем случае можно близких по возрасту братьев, сестер, но тогда чтобы хотя бы один был малышом 2011 года)- все документы готовы. Если кто-то имеет информацию - скиньте ссылку, пожалуйста. Наличие особенностей и заболеваний - не страшно (богатый опыт).
МРИЯ

О привязанности и традиционном обществе

В посте olgapisaryk о привязанности, где она уважительно отзывалась о традиционном воспитании был коммент с отсылкой к де-Мозу и его расследованиях - что такое традиционное воспитание. На меня саму в свое время эта книга произвела неизгладимое впечатление. Неизгладимое в том смысле, что никак не могла я связать две вещи - с одной стороны я верю ему, что многие практики традиционного воспитания были далеки от гуманизма, а с другой - вместе с так называемой гуманизацией общества вроде как растет и его невротизация. И меня мучает диллема - как так?
Помогло мне разрешить это противоречие одно из высказываний у knjazna, где она говорила о том, что если раньше высокая детсая смертность была обсловлено во многом тем, что ребенок попадая в невыносимые по недостатку родительской любви условия просто умирал - а нынче медицина научилась его вытаскивать - и он застревает в позиции полутрупа - не мертв, но и не способен к полноводной жизни (то, что можно назвать онемением чувств или алексетимия). Вот и получается, что в традиционном обществе ребенок, с одной стороны, был в большом и надежном круге привязанностей, где многие вроде как стрессовые ситуации были смягчены именно этим состоянием. С другой стороны, если стресс суровой тогдашней жизни оказывался настолько сильным, что не переваривался (смирение не приходило), то ребенок не доживал до взрослости. Да и во взрослости реально зрелыми, принимающими решения за многих люди становились не ранее лет сорока, когда их родители уже переходили в разряд стариков, требующих заботы и поддержки, а до этого момента они имели достаточно большой опыт наблюдения за принятием решений и за согласованностью разных потребностей. Насчет последнего и комментариев в стиле - какое согласование потребностей, что большак/большуха скажет - то сполняй и не жжужи, могу сказать следующее: я не верю, что в больших, сильных семьях не было согласования потребностей, там где к власти приходил самодур - там род вымирал, так как я не вижу возможности длительной эксплуатации травмированных людей
МРИЯ

Слезы тщетности в процессе горевания

Читая посты olgapisaryk о привязанности и слезах тщетности и наблюдая в реале как реагируют дети на запреты или недоступность желаемого - почему то напомнило мне это ситуацию с гореванием.
Фактически очень поъожие реакции. Если в случае горя - это Отрицание, Агрессия, Торги, Депрессия,
Принятие (решаются последовательно задачи: признание факта потери, переживание боли потери,
наладка окружения, где есть потеря, выстраивание нового отношения к потерянному и продолжение жизни), то в случаи фрустрации желания это:
1. Отрицание (Хочу и все! Вот хочу! хочу! хочу!)
2. Агрессия (Ты плохой/ая, если мне не даешь то, что хочу!)
3. Торги (попытка выяснения - за что можно получить то, что хочу)
4. Обида (отказали в желаемом), то, что Ольга описывает как слезы тщетности
5. Примирение с невозможностью и попытка найти другие краски в жизни.
Механизм получается универсальный. Просто не у всех и не всегда получается быстро пройти по этапам и начать искать альтернативу, если ясно что желаемым образом не получается (а иногда и ясности-то и нет - и ощущение, что уткнулся в стену и выхода нет).
И еще почему то возникло ощущение, что попытка вырастить детей без слез – чревата именно невозможностью переносить им потом фрустрацию.
Меня лично всегда отрезвлял самозаданный вопрос: "А что еще я могу сделать для достижения желаемого?"
МРИЯ

Любить других...

- «...любить других нужно так, как сказано в Библии! Не для благодарности. В Библии сказано: «возлюби ближнего как СЕБЯ самого». А многие женщины, СЕБЯ не любят. Не знают, не чувствуют своего тела, не понимают, зачем они на Земле. У них нет веры в Бога. Поэтому их картина мира – как разбитое на кусочки зеркало. Они не знают, кому можно вверить свою жизнь, жизнь своих детей. И все время ищут специалистов, которые их спасут, возьмут на себя ответственность за все, и дадут им гарантии. А ведь жизнь – это чудо. И тайна. И женщине доверено их хранить, ее ответственность – именно в этом... Если у женщины нет любви к себе, ей нечего защищать.».
взято http://www.soznatelno.ru/rodi/38-rodi/912-rudite-bruvere.html Со слов латвийской акушерки РУДИТЕ БРУВЕР
  • Current Mood
    понравилось