mria_ts (mria_ts) wrote,
mria_ts
mria_ts

Category:

О том, что меня пугает

У меня ощущения, что живу я в ситуации резкой смены парадигмы воспитания и вообще влияния человека на человека. С одной стороны - очень трудно заметить воздух, пока им дышишь - соответственно роль привязанности и иерархии в воспитании заметить стало возможно только тогда, когда капитализм ради своей прибыли начал разрушать мир/общество традиции, а значит подрубать тот сук (привязанность и иерархию) на которой строилось воспитание человека. С другой стороны, несмотря на крепкие кровные узы, традиционное общество очень жестко регламентирует поведение человека и явное воспитание строиться на страхе - на угрозе отвержения. Но благодаря большой деревне привязанностей и каждодневной рутине ребенок мало невротизирован (в отличии от современного общества) и потому необходимость часто и мощно демонстрировать угрозу отвержения зачастую не возникает. (Если же ребенок не справляется с уровнем невротизации - то он просто погибает). Но в результате единственный механизм, который известен большинству воспитателей, и явно озвучен - это давление и активизация страха перед наказанием. Благодаря работам психологов-бихевиористов в современном обществе еще стало заметным явлением в качестве воспитательного воздействия - поощрение/награда.
Собственно что из этого следует: современная школьная система имеет в своем арсенале воздействия на ученика только 2 метода - страх наказания и желания награды. Собственно самих учителей регулируют тоже именно этими двумя методами. Но на фоне снижения поля привязанностей вообще внутри общества, на фоне размытых смыслов и разрушенных ритуалов эти методы работать перестают. В результате вместо постепенного выстраивания внутренней ценностной модели с опорой на внешние реперы, задаваемые общественной моралью (как виноградная лоза обвивает подпорку) мы видим хаос снаружи и внутри. И вместо разумной работы получается сибурде (симуляция бурной деятельности), растет непрофессионализм и отсутствие мотивации для общественно-полезной деятельности. Личности уплощаются, способности падают.
Единственным выходом вижу только выращивание принципиально иной модели воспитания, где идет не попытка подавления неправильных действий и поощрение правильных, а воспитатель стремится понять чувства и мотивы ребенка, научить его разнообразным способам достижения желаемого и распознования оного.

P.S. Нуждаюсь в оппонировании, так как пока ясно сформулировать не могу.
Tags: зрелость, о воспитании, о привязанности, о свободе, о традициях, осмысленность, поддержка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments